Мы лепим своих кумиров из снега и плачем, когда они тают.
Вальтер Скотт
* * * Люблю средневековые романы… Уйдя от повседневной суеты, Душевных бурь и наглого обмана, От сплетен, дрязг и от компаний пьяных, Я возвожу незримые мосты К событиям наивной простоты.
Я вновь во власти сладкого дурмана… Здесь дева несказанной красоты И рыцарь храбрый, что, забыв про раны, Беззвучно шепчет имя знатной дамы, Здесь на груди завядшие цветы… Не смейтесь… знаю: это всё – мечты…
Так что же? Верить им не перестану. Они меня спасут от пустоты, Когда я от живых людей устану. Под звук неторопливый фортепьяно Вдруг оживут старинные холсты И призрачные явятся черты.
Увижу я диковинные страны… Там сарацины, копья и щиты, Шатры, пески, враждующие кланы, Отшельники, пещеры, талисманы, Сторожевые воинов посты И на плащах расшитые кресты.
Не правда ли, ведь это очень странно, Что для меня так близки и чисты Истлевших книг забытые листы? Мечты растают поздно или рано, И тотчас невесомым прахом станут Те небеса нездешней высоты.
Да, тут ещё одна неточность есть.. к сожалению Хотя в стихотворении и не упоминается имя Вальтера Скотта, но имелись в виду в первую очередь его произведения, те, которые рассказывают нам о временах средневековья. Их ведь нельзя ни в коем случае называть "средневековыми". Придумывая это стихотворение, я совершенно не думала о настоящих средневековые романах про Тристана и Изольду, например, или короля Артура.
Только вот мне совсем не хочется возвращать века Тристана или Дон Кихота. Их место в книгах. Они просто не приживутся в жизни. Вернее, может быть, и приживутся, но тогда станут такими же сложными, неоднозначными и противоречивыми, как все реальные события.
Кстати, сама себе возражу... "Талисман" мне всегда нравился именно тем, что в нём не совсем всё типично и предсказуемо. Там не только крестоносцы, но и неверные показаны, как живые люди!
На самом деле я, конечно, немного преувеличиваю Если читать только средневековые романы, можно со скуки помереть Просто бывает такое настроение… Ну, например, устанешь разбираться в человеческой психологии, выяснять для себя мотивы чужих поступков, находить общий язык с людьми или подбирать слова утешения… Или же начитаешься чего-нибудь чересчур психологического, вроде Достоевского или Ремарка. После этого всегда тянет на «средневековое». Лишь бы не было всех этих тонких душевных переживаний, а характеры были бы просты до примитивности: если уж дама, то прекрасная, если рыцарь, то храбрый, если это не просто рыцарь, а шотландский рыцарь, то он, кроме того что храбрый, ещё и бедный, но гордый, если предатель, то подлый и так далее. И, конечно же, всё это непременно на фоне какой-нибудь исторической обстановки, со всеми подробностями на десятках страниц Тогда мозги просто переключаются и отдыхают. Вот под таким-то настроением я читаю обычно Вальтера Скотта. Но что мне больше всего в них нравится, так это то, что они моментально выветриваются из головы, и можно начинать заново Правда, есть несколько романов, которые я запомнила как-то отдельно. Например, «Гай Мэннеринг, или Астролог». Или мой любимый – «Талисман». Именно под таким названием я читала этот роман в детстве. А потом уже, значительно позже, взяла как-то почитать «Ричарда Львиное Сердце». Сначала поразила знакомая картина – именно с неё начинался «Талисман»: одинокий рыцарь в доспехах плетётся по жаре среди каких-то песков по солёному берегу моря. Ну и дальше события стали развиваться в той же последовательности. Я всё ждала, когда же начнётся что-нибудь новенькое, что отличало бы этот роман от «Талисмана». Но до самого конца книги так ничего нового и не произошло. Стыдно признаться, но я до сих пор не выяснила, почему так. Может, это просто разные переводы?
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]